Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

№ 193 1777, лютого 3. – Рапорт священика І. Ковалевського Самарському духовному правлінню про стан старосамарської церкви та про А. Ластовицького

В духовное Самарской протопии правление покорнейший репорт. В полученном мною изшедшаго генваря 26 дня с онаго правления предложении написано, что старосамарской Святопокровской церкви диякон Фтеодор Ластовицкой з братом своим Андреем в оном духовном правлении явился и просил о представлении его на производство в сан священической на половинную часть прихода с тамошним священником Иоанном Гамалеею, а на место ево к той же церкве в диякона брата своего Андрея Ластовицкого представил. Но как де в оном правлении о состоянии брата его Андрея, не бил ли оной в военой и штатной службе, в чтении и пении искусен лы и где был у присягы в верности подданической службы Ея Императорскому Величеству, да и какое число в старосамарском приходе дворов, тож мужеска и женска пола душ неизвестно; и какаго состояния церковь, не ветха лы, и имеет лы во всем к священнослужению доволное содержание, как то сосуды, ризы, книги, а буде ветха, то могут лы прихожане оную в доброй порядок привесть, и самовернеше обо всем виизследовав, духовному правлению велено зарепортовать; и во исполнение вишеупомянутого предложения, я в Старосамарскую крепость ездил и по прибитии туда обо всем вииследование учинил, и явилось по нижеследующему.

Прошующийся на место брата своего Фтеодора Ластовицкого в дияконский сан Андрей Ластовицкий, по писменному священика Гамалеи с прихожанамы засведителстваванию, нашелся состояния доброго, в военой и штатной службе не бил, в чтении и пении, по примечанию моему, явился средственним, к присяги на верность Ея Императорскому Величеству в тамошней Святопокровской церкве священиком Иоаном Гамалеею в 1762 году приведен, да и некаких к производству его в тот дияконский сан препятственных случаев (как и засведителствовано об нем) не иметь; оного Святопокровского прихода в самом городе Богородичном и по за городом дворов 38, а о бездворних хатах и о других, принадлежащих к тому приходу, селениях хотя в прописанном предложении и не упомянуто, однак я для лучшаго в духовное правление изьяснения в совершеное виизследование вступить коснулся, и явилось бездворних хат в Богородичном 32, душ в вишеписанних составлених самою справедливостию, в присудствии священика Гамалеи и диякона Ластовицкого, дворах и бездворних хатах мужеска пола 310 да женска пола 246; в селении, прозиваемом Лошаковкою, состоящем при усть Килчени на самом асигнованом на Азазавскую [У тексті позначка: (sic).] губернию месте и мало повише речкою Килченю, дворов 14, бездворних хат 17, душ мужеска 128, женска пола 111, да еще во оной Лошаковкы очень близко имеется на той же речкы Килчени неболшие селения во место футоров, и оние жители нигде не имеют других у себе домов, кроме то [У тексті позначка: (того?).] в них и домы, где оны живут, и совершенно к старосамарскому приходу еще теперь надлежат, и тих по описанию моему явилось дворових и бездворних хат 28, душ в них мужеска пола 114, женска 105.

Итого всех во всем старосамарском приходе дворов и бездворних хат 129, душ в них мужеска пола 552, женска 462, да еще состоящей тамо в Старосамарской крепосты секунд-маиор Андрей Карпов на прошение диякона Ластовицкого согласился дать мне и о его подвласних артилерийской команды людях список (которие безперемено почты иние в государевих казармах, а инние и в своих собственних домах живут), в котором означенно, что в его команде собствених жилих дворов 28, мужеска пола 84, женска 49 душ; церковь тамошняя Покровская в стенах имеет порч, однак еще не весма дряхла, и кошт для приведения оную в совершенную исправность доволен есть, и тамошний священник Гамалея с прихожанами в духовное Самарское правление письменно в том обовязались; к священослужению ж оная церковь во всем достаточна, имеющиеся в ней сосуды, ризи, книги и протчие аппарати доволны есть, а однак я для лутшаго уверения все что не есть в ней в опись увел, и самую оную опись, також писменное о состоянии промующого в дияконскую должность Ластовицкого, засведителствование да и взятое з священика Гамалеи с прихожанами о приведении рачителном повреждених церковних стен в доброй порядок писменое обовязателство и даной от маиора Карпова от его команде именной список при сем в духовное Самарское правление прилагаю и обо всем вишеписанном в покорносты моей репортую. Новоселовской Святотроицкой церкви священик Иоанн Ковалевский 1777 года февраля 3 д[ня].

Яворницький Д.І. До історії Степової України. – Дніпропетровське: друкарня пам’яті “Перекопу”, 1929. – С. 70 – 72.