Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

24.10.1869 р.

І.І. Лиман, В.М. Константінова

Кое-что о молоканах в Бердянском уезде

Только недавно стало ясно распространяться в обществе сущность религиозных верований молокан. Одно из таких разъяснений, помещенное в мартовской книжке «Православного Обозрения» за 1867 год, дает удовлетворительное понятие об этой секте; другая статейка, г. Костомарова (В «Отеч. Зап.» за март 1869 года), завлекает публику поближе познакомиться с этой сектой и узнать, насколько строго молокане прилагают свои убеждения к жизни.

Пробыв нынешним летом некоторое время в среде молокан, я мог более или менее точно разъяснить себе некоторые вопросы, интересовавшие меня. Что касается до религиозных верований молокан, то я оставлю их разъяснение, так как они довольно верно разъяснены в вышеназванных статьях. Скажу только вообще, что молоканы все свои религиозные понятия усвоили из Св. Писания, старого и нового заветов, и никаких произвольных религиозных убеждений у них нет; смысл и сущность их понятий зависит от того, как они понимают Св. Писание старого и нового заветов, от которого они не желают отступать ни на шаг и чтут как закон, данный Богом.

Старание найти в Св. Писании каждого своего верования и отсутствие тех придуманных нелепостей, которыми изобилуют другие секты, при поверхностном взгляде на молокан, дают понятие в пользу развития и пытливости их ума, но при ближайшем ознакомлении с степенью их развития и количеством познаний, можно придти к уверенности, что к образованию сектантов побуждало большею частию не опытное воображение, а пассивная доверчивость. Каждый только пассивно усваивал уже приобретенные другими понятия и дальше не шел, не развивал собственных понятий, на основании которых отвергал прежния. Таким образом, мы слышим только устные краткие объяснения текстов Св. Писания по их понятиям (выписку которых можно найти у многих молокан), и затем видим более или менее строгое приложение к жизни своих убеждений, основанных на религии.

Большая часть здешних молокан строго прилагает к жизни свои религиозные убеждения, но и между ними встречаются люди, одаренные всеми пороками, что и дает повод многим заключать, что молокане только внешним образом представляют из себя честных. Прежде между ними было менее случаев отступления от правил. Молокане, переселенные сюда за свои верования, нашли здесь полное довольство; урожайные годы в первое время их поселения, при их трудолюбии, быстро подняли их благосостояние, так что беззаботная жизнь в довольстве не только не поколебала, но, напротив, укрепила их вообще в религиозных понятиях и братских отношениях друг к другу. Впоследствии же, в особенности в последнее время, неурожайные годы уменьшили достаток между ними, а затем и явилось много желающих присваивать чужую собственность; стало к ним проникать и пьянство. Но не смотря на все это, большая часть молокан все таки остается верною своим правилам и при общей характеристике этой секты нельзя не признать ее нравственной. Определенное умственное направление в религиозных и обыденных житейских понятиях придает им некоторый колорит развитости, отличающий их от православного простонародья, хотя в большинстве также не лишенного здравого рассудка, но не задающегося никакими вопросами о религии и житейских нравственных отношениях.

Испорченность нравственности молокан более всего замечается в селе Ново-Васильевке, где русское население водворено на постоянное жительство.

Большинство молокан-мущин грамотны, но плохо; женщины редко грамотны. Нельзя сказать, чтоб молокане были лишены любознательности, но они не расположены сами приобретать книг для чтения и заниматься ими, между тем как жадно слушают рассказы или чтения по разным отраслям наук в доступных понятиям изложениях.

Это убеждает меня в том, что их легко приохотить к чтению на столько, чтобы, руководя их в выписывании книг, сделать чтение приятным для них занятием. В этом отношении, мне кажется, что здешния молоканские селения могли бы быть достойным полем деятельности для желающих посвятить себя развитию русского народа и подготовивших себя к этому поприщу. Хотя в молоканских селениях давно самим обществом устроены школы, взятыя теперь земством под свое ведение, но оттуда дети, кроме грамоты, а в отдельных случаях – знания арифметики – ничего не выносили; поэтому для желающих поделиться со своими знаниями с желающими приобрести их открылось бы широкое поле деятельности между взрослыми и молодыми молоканами. Мне случалось встречать некоторых молодых молокан, привязанных к чтению до страсти; но, к сожалению, в их распоряжении находятся только книги духовного содержания: старый и новый завет. Видя эту привязанность к чтению, невольно пожалеешь, что она уходит на вчитывание и истолкование славянских изречений старого завета.

Существование и распространение этой секты становится ясным при виде такой необходимости чем ни будь наполнить свой досуг. У некоторых молокан можно найти книги старых изданий по некоторым отраслям знаний, но можно быть уверенным, что при всем старании усвоить научные понятия из этих книг их усилия остаются тщетными. От некоторых молодых молокан, кроме страстной любознательности вообще, мне приходилось слышать выражения желания научиться правильному писанию по-русски и немецкому языку, знание которого было бы для них полезно по близкому соседству менонистов, образцовое ведение хозяйства которых может быть примером для трудолюбивых и достаточных молоканах; но по мнению того, кто бы помог им в этом деле, они и не могут исполнить своего желания.

Скажу несколько общих слов о быте молокан. Молоканы чрезвычайно гостеприимны и приветливы, и в этом отношении представляют настоящее русское радушие и хлебосольство. В жилищах и костюмах наблюдают самую строгую опрятность. Стол их очень обилен, и все свои празднества они ознаменовывают исключительно обильной едой. Сватовство, свадьба, родины и похороны – все это ознаменовывается обедами и ужинами по несколько дней сряду с приглашением родных и знакомых. Родные, кроме того, ознаменовываются топлением бани в продолжении целой недели, в которой парят родильницу каждый день, начиная с первого дня после родов. Приглашенные гости, также выпарившись, идут к хозяевам пить чай и обедать или ужинать. Чай у них предшествует каждой еде: завтраку, обеду и ужину, и, по обыкновению, пьется ими в огромных количествах. Кроме того, при приходе кого нибудь в какое бы то ни было время, они считают обязанностью не отпускать пришедшого без чая и опять сами пьют при этом. Нельзя без удивления смотреть, как они во время дневного июльского зноя, который бывает чрезвычайно чувствителен в этой безводной равнине, парятся каждую неделю в бане в самом сильном жару и потом пьют чай в большом количестве.

Причина устройства бани при каждом доме, по-видимому, вовсе не особенная любовь к чистоте; паренье играет первую роль, чистота же – вторую. Женщины ходят иногда по несколько раз в неделю в баню, когда приглашают их на родины; самое разрешение женщин большею частью происходит в бане, где бабки поправляют им животы, порождая в большинстве случаев маточные страдания.

Эти привычки так вкоренились между ними, что можно быть уверенными, что никакие убеждения докторов и акушеров не могут заставить их изменить существующие порядки. От неумеренного употребления пищи многие молокане толстеют ужасным образом, так что движение становится для них в тяжесть.

Проезжая чрез молоканские селения и бросая поверхностные взгляды на их достаточное житье, можно вынести хорошее впечатление: их жизнь покажется оригинальной, достойной внимания; но взглянув поближе, окажется, что многого и многого остается пожелать для молокан, даже придерживающихся своих правил нравственности.

А. Г-н

Одесский Вестник. – № 234. – 24.Х.1869. – С. 828.