Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

№ 2 1830, травня 29. – Подання Таврійського цивільного губернатора Олександра Казначеєва Новоросійському і Бессарабському генерал-губернатору Михайлу Воронцову про намір мешканців поселення біля Бердянської коси влаштувати церкву

Ігор Лиман, Софія Подколзіна

3927/3047. 4 июня 1830. Нужное

Таврическаго

гражданскаго губернатора

Симферополь

29 мая 1830

№ 4157

Господину Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору

Начальник ногайцев коллежский ассесор Барактарев представил мне приговор города Ногайска, что на Бердянской косе, купцов и мещан, равно причисляющихся в сие звание православнаго исповедания, состоявшийся 15 апреля сего 1830 года, на постройку у них церкви, а до окончания оной – молитвеннаго дома. К сему приговаривающие убеждаются тем, что за отдалением посада крепости Петровской, до прихода коего они принадлежат, а более за разлитием вод выполнять всегда и всех христианских обрядов не могут, и случается // умирать взрослым без исповеди и причастия святых тайн, а младенцам без крещения, сверх же того по нахождению в их городе безпоповской секты, православные без пастыря их храма своей веры легко могут соблазняться и следовать их секте.

Церковь предполагается, по причине песчаной земли и близости воды, деревянная на щет собственнаго приговаривающих пожертвования, коего назначается 15 тыс. рублей, с обязательством окончить совершенно в три года. Но между тем считают необходимым выстроить из их же материалов молитвенный дом, полагая на устройство необходимых в нем вещей 1000 ру., с таковым ограничением, что если в три года не устроят церкви, то предоставляют молитвенный дом запечатать. Начальник ногайцев подтверждает необходимость // в постройке церкви, а до окончания оной молитвеннаго дома, присовокупляет, что в Ногайске поныне причислено христиан мужскаго пола 725, женскаго 158, а причисляющихся мужеска 270, женска 218 душ.

Намерение жителей христиан города Ногайска сколько похвально, столько же и необходимо для надежнейшаго сохранения их в православии, ибо имея между собою секту безпоповщины, а извне окружаясь со всех сторон магометанами, могут без церкви и пастыря увлекаться соблазнами.

В предупреждение сего, представляя при сем в подлиннике приговор, покорнейше прошу Ваше Сиятельство об исходатайствовании позволения на постройку по оному церкви во имя сошествия // святаго духа, как объявлено в рапорте начальника ногайцев, а до окончания оной молитвеннаго дома, не оставить Вашим с кем следует сношением.

Действительный Статский Советник Казначеев

P. S. Я бы полагал церковь построить каменную таким образом, чтобы недостающую за пожертвованием сумму пополнить из татарскаго сбора, а временный молитвенный дом позволить прихожанам соорудить на свой щет, в самой молитвенный дом положил бы назначить непременно священника.

А. Казначеев

Держархів Одеської області. – Ф. 1. – Оп. 191. – Спр. 84. – Арк. 1-1 зв., 4-4 зв. Оригінал.

Примітки

Подається за виданням: Лиман І., Подколзіна С. Поширення імперських практик взаємин держави і церкви… – Бердянськ: 2015 р., с. 48 – 49.