Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

№ 387 1913, червня 21. – Доповідь законовчителя Бердянської чоловічої гімназії В. Волковського Таврійському єпархіальному з’їзду законовчителів

21 июня 1913 г.

В Таврический Епархиальный Съезд о. о. Законоучителей светских средних учебных заведений сессии 1913 года [е].

Законоучителя Бердянской мужской Гимназии Протоиерея Владимира Волковскаго

Доклад.

Во исполнение резолюции Его Преосвященства от 4 минувшаго Апреля, за № 2880, последовавшей на доклад Подготовительной для занятий Съезда Законоучителей Комиссии, имею честь представить при сем доклады по вопросам: а) с каким результатом для религиозно-нравственнаго настроения учащихся совершается преподавание Закона Божия в средних светских учебных заведениях, и б) что требуется предпринять для повышения религиозной нравственности учащихся тех же учебных заведений и для поднятия дела их нравственнаго воспитания.

Законоучитель Бердянской мужской Гимназии

Протоиерей Владимир Волковский.

19 18/VI 13 г. //

А., с каким результатом для религиозно-нравственнаго настроения учащихся совершается преподавание Закона Божия в средних светских учебных заведениях.

Б., что требуется предпринять для повышения религиозной нравственности учащихся тех же учебных заведений и для поднятия дела их нравственнаго воспитания.

Пережитый и переживаемый пронесшийся над Россиею вихрь так называемаго «освободительнаго движения», несомненно, значительно понизил религиозность и основанную на ней нравственность народа. Революционныя силы, социализм и социал-демократия не только враждебны религии, но и упорно борются с нею как с основою и оплотом стараго народнаго быта и государственнаго порядка. Большее еще разрушительное влияние в этом отношении имеют дух и направление современной науки.

Ея гипотетические и непроверенные выводы, часто с намеренным искажением их, под видом научных, популярных брошюр и повременных изданий усердно распространяются всюду. Планомерно и последовательно ведет борьбу с верою во Христе и ежедневная газетная и журнальная пресса, особенно еврейская и еврействующая. Тайна беззакония уже деется и волна неверия и нравственной распущенности разливается все шире и глубже в толщу народа. Почти окончательно завладело это движение высшею школою, серьезно угрожает и средней. По видимому, последняя еще мало пострадала. Ученики усердно занимаются Законом Божим, успешно сдают установленные экзамены, посещают храм Божий и т. п. Но эта видимая сторона благополучия не должна усыплять внимания и бдительности лиц, призванных к образованию и воспитанию будущаго поколения. Встречаются уже и теперь резкия проявления неверия, кощунства и нравственной распущенности и среди учащихся в средней школе. //

От чего же это зависит, что школа, призванная к образованию и воспитанию юношества, оказывается безсильной оградить своих питомцев от тлетворнаго влияния неверия? От того, что подрастающее поколение получает очень недостаточное воспитание в семье и школе. Современная педагогика опускает из вида основное правило всякаго воспитания, по которому начало премудрости – страх Господен. Современное воспитание, как оно практикуется в семействах и школах, не придает надлежащаго значения религиозным началам и не заботится о возможно более глубоком и твердом вкоренении их в юных сердцах и умах. А между тем религия – первый и самый надежный страж нравственности и добраго направления жизни во всех состояниях и положениях ея.

Первоначальное домашнее воспитание лежит главным образом на обязанности матерей. Многия из них и религиозны (о неверующих матерях и говорить не будем), но мысли и заботы их, за немногими исключениями, направлены не туда, чтобы сделать своих детей крепкими нравственно и твердыми в вере. Они заботятся о внешности, чтобы дитя их было чисто одето, приглажено и наряжено, как игрушечка, чтобы все любовались им и его нарядом. Они заботятся о телесном здоровии, чтобы ветер не пахнул на их дитя, чтобы не простудилось оно, чтобы хорошим питанием поддержать его силы и укрепить его организм. А о душе, о ея питании и укреплении, о развитии ея по образу и подобию Создавшаго ее, о всем этом слишком мало попечения, как будто в этом интерес второстепенный для человека и его будущности. Все реже и реже становятся благочестивые матери, которыя сами с материнскою любовию и заботою приготовляют своих детей для поступления в школу, обучая их началам религии, беседуя с ними о Боге Милосердном, о Христе Спасителе, о Божией Матери, Ангеле Хранителе…

Мало прилагается усилий и к тому, // чтобы внедрить в душу детей добрые христианские навыки. И вот такое дитя, невежественное в религиозном отношении, поступает в школу, на которую родители всецело возлагают обязанность пополнить недостающия знания о вере и внедрить в их души благочестие. Но если дитя из семьи не вынесло твердой религиозной выдержки, если в течении школьнаго обучения не стараются действовать на развитие и укрепление религиознаго чувства дитяти люди, постоянно его окружающие, то и самому усердному и опытному законоучителю трудно пересоздать его таким, каким желает видеть каждаго из нас св. Церковь. Главное внимание современной школы обращено на обучение учащихся разными науками, подробно регламентированным учебным планом и программам по каждой [є]. Воспитательная сторона школы преследует главным образом исполнение классной дисциплины и внешнее благополучие ученика вне школы.

Научение и воспитание детей в духе христианскаго веро- и нравоучения не может быть надлежащим образом достигнуто в светской школе, где Закон Божий является только одним из предметов преподавания и, притом, часто второстепенным, где преподается он (или лучше – все другие предметы от него) отрешенно от других предметов и где Законоучитель является только урокодателем, располагающим двумя часами в неделю для общения с учениками. При многочисленности учащихся и по малому времени, отведенному на занятия Законом Божим, с одной стороны, и вследствие требования пройти назначенную программу в указанное время – с другой, ему приходится отказаться от исключительнаго нравственнаго влияния на ребенка, следуя лишь программе… Естественно поэтому, что дети оставляют школу с крайне недостаточными познаниями в важнейшей науке – науке спасения. Воспри//нявши знания по Закону Божию умом или памятью только для школьных надобностей, большинство учащихся, по выходе из школы, вскоре их забывает, как и познания по другим предметам школы, ибо не приучились привязаться к ним сердцем своим и сделать истины веры путем своей жизни…

При таком положении дела является много христиан только по имени, без всякаго должнаго знания веры и без всяких благочестивых навыков в молитве, посте, милостыне и т. п. Люди, именующиеся христианами, живут не христиански. Отсутствие нравственнаго долга, цели жизни – памятования, что жизнь не оканчивается здесь, на земле, а продолжается за гробом, – ведет к тому, что большинство людей жаждет в этой жизни только удовольствий. Для удовлетворения этого нужны средства, которыя добываются усидчивым трудом. Но так как трудится не хотят или не умеют, то или решаются добывать эти средства преступными путями или впадают в отчаяние и разочарование, кончают жизнь самоубийством. Число последних теперь особенно учащается среди юношества.

Явление угрожающее и заставляет серьезно над собой позадуматься и общими силами изыскивать средства к искоренению его.

Таким образом, на первый поставленный вопрос: с каким результатом для религиозно-нравственнаго настроения учащихся совершается преподавание Закона Божия в средних светских учебных заведениях, приходится ответить: преподавание Закона Божия при настоящей постановке религиозно-нравственнаго воспитания детей в семье и школе само по себе, будь оно поставлено в самой высокой степени совершенства (а таковым нужно признать его в местной епархии, потому что, судя по справочной книжке Одесскаго Учебнаго округа, Законоучителями состоят лица с высшим богословским образованием или с многолетнею опытностью), // не может достигнуть желательных результатов.

Б., Что же требуется предпринять для возвышения религиозной нравственности учащихся и для поднятия дела их нравственнаго воспитания?

Самое верное и неизбежное для сего средство – это утвердить воспитание детей в семье на строго религиозной основе: на Слове Божием, истолковываемом св. Православною Церковию, с уважением и строгим исполнением ея св. Устава. А для этого каждому старшему члену семьи нужно серьезно и неуклонно заняться самоисправлением и самообновлением. Необходимо, чтобы и школа свое обучение и воспитание твердо и во всех подробностях обосновала на тех же началах, имея в виду образовать в воспитаннике главнее всего благочестиваго христианина, который по этому одному будет полезным членом общества и государства. «Есть один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности. Это идеал, представляемый нам христианством. Все, чем может и должен быть человек как человек, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается лишь положить в основу и утвердить в сердцах питомцев обычныя истинн христианския» (Ушинский).

В настоящем же положении и постановить преподавание Закона Божия в светских средних учебных заведениях достаточно пока тех мер, какие указаны в определении Св. Синода от 15 Июля / 18 Августа 1910 г., за № 3414, и некоторых других. При перечислении их разделим на меры, которые должны быть приняты немедленно, и на те, которые должны быть введены в жизнь школы в ближайшее время.

К первым относятся:

а., Законоучитель должен быть непременно классным наставником, чтобы фактически исполнять обязанности, // предложенныя во II части Синодальнаго определения (п. 1 и п. 4 б), с освобождением его от дежурств и наблюдением за поведением учеников на улицах и в помещениях театра, кинематографа и т. п. На это он, к тому же, имеет и право по Закону 10 Мая 1912 года II п. 3.

б., в дополнение к II части Синодальнаго определения п. 4 а, прибавить о необходимости устраивать для родителей учащихся и интеллигенции публичные лекции и чтения по вопросам религиозно-нравственнаго воспитания.

в., в дополнение к п. 6 б той же части определения признать за лучшее составить особую библиотеку книг религиозно-нравственнаго содержания и передать ее в исключительное заведывание законоучителя.

К мерам втораго порядка относятся:

а., увеличить число недельных уроков по Закону Божию до 3 в 1 классе. По определению Св. Синода I п. 4 Законоучителю вменено в обязанность употребить до чверти общаго числа уроков на проверку, выполнение и уяснение сведений учащихся из дошкольнаго домашняго обучения православной христианской веры и молитвам, чрез что остается мало времени для прохождения курса, назначеннаго на 1 класс. Необходимо также увеличить число уроков до 3 в 3, 7 и 8 классах мужских гимназий, в виду затруднительности как должно пройти положенные курсы по Закону Божию в этих классах.

б., в дополнение к определению I п. 19 требовать знания, в объеме курса начальной школы, церковно-славянскаго чтения от поступающих в 1 класс гимназии.

в., поскорее исполнить предусмотренное в определении I п. 5 и 13.

г., необходимо иметь какой либо журнал, специально занятый своевременным сообщением нападок на веру и нравственность и с должным опровержением их. //

И д., религиозно-нравственное настроение в школе не может быть утверждено одним только Законоучителем, если начальствующий и учащие не будут помогать ему и словами и примерами, а почему и при назначении их на должности нужно принимать во внимание не одну только учебную подготовку, но преимущественно преданность их Св. Церкви, Царю и Отечеству и чистоту нравственной жизни. Жизнь их благочестива, трудолюбива, чуждая рассеянности будет самым лучшем уроком для учеников и окажет самое благоприятное влияние на них.

Законоучитель Бердянской мужской Гимназии,

Протоиерей Владимир Волковский.

ДААРК. – Ф. 118. – Оп. 1. – Спр. 4449 [ж]. – Арк. 23 а – 27 зв. Оригінал.

Примітки

е З’їзд законовчителів світських навчальних закладів було скликано у відповідності з наступним синодальним указом:

«Указ Его Императорскаго Величества, Самодержца Всероссийскаго, из Святейшаго Правительствующаго Синода.

По указу Его Императорскаго Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором от 21 Ноября 1912 года, за № 4211, журнал Учебнаго Комитета, № 898, с предложениями Подготовительной Комиссии по вопросам законоучительских съездов. Приказали: Образованная по определению Святейшаго Синода от 8 – 20 Января 1911 г., за № 91, при Учебном Комитете постоянная Подготовительная Комиссия по вопросам законоучительских съездов, принимая во внимание, что Святейший Синод признал желательным, чтобы: а) везде, где есть средне-учебныя заведения, без различия ведомств и наименований, были организуемы братства законоучителей, и б) созывались возможно чаще съезды законоучителей по учебным округам или применительно к иным районным подразделениям (циркулярный указ Святейшаго Синода от 31 Августа 1910 г., № 28), находит полезным, для большей основательности и правильности решения вопросов, могущих подлежать обсуждению на будущем законоучительском съезде, предложить предварительное обсуждение этих вопросов местным Съездам законоучителей светских средних учебных заведений, находящихся в данной епархии, или другом меньшем районе.

Вопросы для предварительнаго обсуждения на местных законоучительских съездах намечены Подготовительною Комиссиею следующие:

а) с каким результатом для религиозно-нравственнаго настроения учащихся совершается преподавание Закона Божия в средних светских учебных заведениях,

б) что требуется предпринять для повышения религиозной настроенности учащихся тех же учебных заведений и для поднятия дела их нравственнаго воспитания,

в) какия изменения необходимы в постановке преподавания Закона Божия для более успешнаго прохождения и усвоения этого важнейшаго предмета в учебных заведениях,

г) какия усматриваются препятствия для успешнаго преподавания сего предмета,

д) какия недостатки встречаются в существующих учебных руководствах по Закону Божию и по каким отделам курса Закона Божия замечается наибольшая неудовлетворенность принятых учебников,

е) какия учебныя пособия по Закону Божию признаются наиболее пригодными для средних светских учебных заведений,

ж) какия книги и журнальныя статьи богословскаго, религиозно-нравственнаго и церковно-историческаго содержания законоучители признавали бы полезным рекомендовать учащимся для прочтения в целях их духовнаго просвещения и назидания,

з) насколько отвечают потребностям учебных заведений указанныя Святейшим Синодом (приложены к циркулярному указу Святейшаго Синода от 31 Августа 1910 г., № 28) примерныя программы по Св. Истории Ветхаго Завета и по вероучению и нравоучению для светских средних учебных заведений, и не требуют ли эти программы каких либо изменений, по указаниям опыта, и

к) как поставить богослужение в церквах светских учебных заведений. По обсуждении предложенных и других, могущих встретиться на месте, вопросов, местные законоучительские съезды свои постановления по этим вопросам должны представлять, по мнению Комиссии, епархиальным архиереям, которые о постановлениях съездов представляют Святейшему Синоду, с своими заключениями.

Соглашаясь с изложенными предложениями Подготовительной Комиссии по вопросам законоучительских съездов, Святейший Синод определяет: поручить епархиальным Преосвященным:

1) сделать, по предварительном сношении с Попечителями учебных округов, зависящия распоряжения об устройстве, на основании циркулярнаго указа Святейшаго Синода от 31 Августа 1910 г., № 28, местных съездов законоучителей средне-учебных заведений // для обсуждения предположенных Подготовительною Комиссиею и других вопросов, касающихся законоучительства в означенных заведениях,

2) постановления съезда для сведения и, в чем следует, утверждения сообщать Попечителям округа и

3) означенныя постановления с своими заключениями представить Святейшему Синоду не позже 1 Января 1914 г.; о чем и послать епархиальным Преосвященным печатные циркулярные указы. Января 11 дня 1913 года.

Подлинный указ подписали:

Обер-Секретарь П. Мудролюбов.

Секретарь С. Соколов. [491]» (ДААРК. – Ф. 118. – Оп. 1. – Спр. 4449. – Арк. 1 – 1 зв. Копія).

є «Главное внимание современной школы обращено на обучение учащихся разными науками, подробно регламентированным учебным планом и программам по каждой». Щодо цих програм на початку ХХ ст. було запроваджено ряд змін:

«Высочайшия повеления 15 и 28 марта 1903 г.

15 марта 1903 г. Государю Императору благоугодно было Высочайше преподать Управляющему Министерством народнаго просвещения нижеследующия указания, долженствующие служить главными основаниями разработок законодательных проектов о средней школе:

– гимназии сохраняют восьмиклассный состав;

– в них преподаются оба древних языка, но обучение греческому языку в большей части не обязательно;

– усвоение гимназическаго курса открывает доступ к высшему университетскому образованию.

Извлечение из указания относительно программ преподавания в гимназиях и прогимназиях на 1903 – 1904 г.

По истории в III классе гимназии проходятся «Очерки жизни и культуры древних народов Востока и Греции» по новой, значительно сокращенной и упрощенной, программе. В тех гимназиях, в V классе которых в 1903/04 учебном году отменяется обязательное изучение греческаго языка […], прибавляется 1 час по истории, преимущественно для лучшаго усвоения наиболее трудного отдела этого предмета – истории средних веков.

Об устройстве учебной части в мужских гимназиях на 1905 – 1906 учебный год.

При обсуждении в Министерстве народнаго просвещения вопроса об устройстве учебной части в мужских гимназиях на предстоящий учебный год, […] было признано желательным ввести с 1905/06 учебнаго года в VII классе, а с 1906/07 учебнаго года и в VIII классе мужских гимназий преподавание философской пропедевтики и законоведения. (Программы и правила мужских гимназий и прогимназий Министерства Народнаго Просвещения / Сост. В. Елисеев. Изд. 5-е. – Одесса, 1907. – С.83, 85 – 86).

ж Назва справи: «Дело об организации местных съездов законоучителей средних учебных заведений епархии».

491. Помітка на нижньому полі аркушу: Об устройстве местных съездов законоучителей средне-учебных заведений.