Початкова сторінка

Ігор Лиман (Бердянськ)

Персональний сайт історика України

?

Церковь

К.А.Баханов, И.И.Лыман

Дневники В.К.Крыжановского содержат немало ценных материалов, позволяющих больше узнать о церквях и духовенстве Бердянска, духовной жизни горожан.

О городских храмах Божьих автор дневников вспоминает, что в 1836 году, когда он впервые посетил Бердянск, здесь не существовало ни единой церкви, а был лишь покрытый соломой молитвенный дом на том месте, где позже возвели соборную церковь (30 января 1866 г.). Действительно, сохранившиеся в государственном архиве Запорожской области бердянские метрические книги за 1831–1846 гг. составлены, как следует из них, в Святодуховском молитвенном доме (хотя в некоторых из этих метрик религиозное сооружение в Бердянске называется поочередно то церковью, то молитвенным домом) [Государственный архив Запорожской области (ГАЗО), ф.246: Херсонская духовная консистория, оп.1, д.28, 30, 31, 32, 34, 36, 38, 40, 50, 55, 68, 84, 101].

В то же время не следует забывать, что население Бердянска могло удовлетворять свои религиозные потребности не только в этом храме Божьем, но и в Георгиевской церкви бывшей Петровской крепости, расположенной в нескольких километрах от Бердянска. В метрических книгах этой церкви зафиксировано главным образом, крещение, венчание и погребение жителей поселка на месте будущего города [ГАЗО, ф.246, оп.1, д.27].

Однако этих религиозных сооружений при увеличивающемся населении стало недостаточно. 8 октября 1865 г. В.К.Крыжановский зафиксировал существование уже трех православных церквей – Вознесенской, Богоявленской и Покровской – в самом городе и церкви Во имя всех Святых на кладбище. В записях Василия Константиновича находим и дополнительные сведения об этих храмах. Так, самой новой из перечисленных церквей была Покровская, освященная 1 октября 1865 г. Подрядчиками при ее возведении были братья Иван Григорьевич и Михаил Григорьевич Соловьевы (последний позже был подрядчиком при сооружении мужской гимназии). Церковь возводилась по проекту архитектора Александра Ивановича Валенкампа. Давая оценку внутреннему убранству Покровской церкви, В.К.Крыжановский записал: «Живопись Иконостаса очень хорошая» (1 октября 1865 г.).

О главном храме Бердянска – Вознесенском соборе – в дневниках записано, что он был освящен в 1847 или 1848 г. (26 декабря 1875 г.). В дневнике за 1865 г. сообщается, что уже упомянутые подрядчики и архитектор принимали участие в возведении колокольни этого храма (22 сентября 1865 г.) и что сооружалось это строение не один год (26 мая 1865 г.). 9 сентября 1865 г. на колокольне установили большой крест (22 сентября 1865 г.), а 15-17 ноября велись работы по установке колоколов (16 ноября 1865 г.) В.К.Крыжановский пишет, что А.И.Валенкамп был одним из лиц, распоряжавшихся работами по выравниванию площади вокруг собора. Хотя служба в Вознесенском соборе велась уже давно, благоустройством соборной площади занялись лишь в 1865 г., а до этого к церкви пешком добираться бывало частенько сложно из-за того, что все было залито водой (2 сентября 1865 г.).

Из дневниковой записи, сделанной 14 июля 1866 г., о Богоявленской церкви узнаем, что ее архитектором был уже неоднократно упоминавшийся А.И. Валенкамп. Тут же дается его характеристика, приводятся некоторые факты биографии. В.К.Крыжановский сообщает, что Александр Иванович прожил в Бердянске около 9 лет, соорудил 2 церкви, но других «замечательных построек» на счету этого «плохого» архитектора не было. В целом период пребывания А.И.Валенкампа в городе вообще не характеризуется активным строительством: не было возведено почти ни одного порядочного дома. Впрочем, виноват в этом не только архитектор. Титулярный советник заметил, что причиной такой ситуации «были плохие года урожая и торговли».

О кладбищенской церкви сообщается, что она построена на средства Н.С.Кобозева (2 марта 1866 г.). В ней же первый бердянский городской голова и был погребен.

Примечательно, что незадолго до смерти Н.С.Кобозев выступил подрядчиком строительства церкви в Васильевке (5 октября 1865г.).

Из неправославных религиозных сооружений Бердянска В.К.Крыжановский неоднократно упоминает католическую церковь (1, 8 декабря 1866 г.).

Существенно дополняют сведения дневников В.К.Крыжановского о православных церквях города документы фонда Таврической духовной консистории:

«Ведомость о церкви Соборной Вознесенской уездного города Бердянска Таврической епархии и губернии.

1. Начат постройкою в 1842 году а окончен в 1848 году и 18 мая освящен.

2. Зданием каменный с деревяною решетчатою оградою на каменном фундаменте; колокольня вновь пристроенная каменная, с Высочайшаго повеления по утвержденному плану.

3. Престолов в нем тры: главный, во именование Вознесения Господня, вторый Архангела Михаила и третий Святителя Николая.

4. Утварью достаточен.

5. По штату положено: Священников 3, Дьяконов 2, Дьячков 2, и Пономарей 2, а на лицо состоит: Священников 2 Дьаконов 3, из них один на Дьячковской вакансии, Дьячков 1, и Пономарей 2.

6. Священно и церковнослужители живут частию в своих домах, а частию в наемных.

7. На содержание священноцерковнослужителей, жалованья неполагается, а довольствуются доброхотным подаянием от своих прихожан; состояние их весьма неограниченно от неопределенности местной торговли и прибытия в город единоверных иностранцев.

8. Зданий принадлежащих Собору нет.

9. Разстоянием сей Собор от Консистории в 433х верстах.

10. Ближайший с сему Собору в Нововасильевском селении молитвенный дом в 9ти верстах.

11. Приписная к сему Собору кладбищенская Николаевская церковь.

12. Домовых церквей в сем приходе нет.

13. Опись церковному имуществу имеется…

15. Копии с Метрических книг с 1831 года имеются и хранятся при Соборе…

К сей Ведомости подписались: Бердянского Вознесенского Собора Благочинный Священник Владимир Вуколов, Священник Митрофан Федоров, Диакон Владимир Экземплярский, Диакон Феодор Васильковский, Диакон Лавр Балабаисиков, Дьячек Андрей Григорьев, Стихарный Пономарь Антоний Запорожченко, Пономарь Иоанн Аболенский…»

«Ведомость о церкви приходской Богоявленской, уездно-портового города Бердянска Таврической Епархии.

1. Начата постройкою в 1860 годе, а окончена 1863 года и освящена 4 Генваря 1864 года.

2. Зданием каменная с таковою же при ней колокольнею с временно-простою оградою.

3. Престол в ней один во Имя Богоявления Господня.

4. Утварью по новости не совсем достаточна.

5. Причта в ней по Штату положено: Священников 1, дьячек 1 и Пономарь 1; Священник и Дьячек состоят на лицо, а Пономарское место праздно.

6. Священник живет в церковном вновь выстроенном но неоконченном доме, а дьячек помещается в сторожке церковной.

7. На содержание Священноицерковослужителей жалованья неполагается, а довольствуются доброхотным подаянием градских прихожан, состояние их бедственное по случаю четырех – летняго неурожая.

8. Зданий, принадлежащих к церкви кроме сторожки и священническаго дома нет.

9. Разстоянием сия церковь от Консистории в 433 верстах.

10. Ближайшая к сей Церкви Бердянская Соборная Вознесенская Церковь в 1-й версте.

11. Приписной к сей церкви нет.

12. Домовых церквей в сем приходе нет.

13. Опись церковному имуществу имеется…

15. Копии с метрический книг с 1864 года имеются и хранятся в целости…

К сей Ведомости подписались Богоявленской церкви: Священник Висарион Рубинский, Стихарный Дьячек Николай Новиковский…»

«Ведомость о церкви приходской Покровской, уездного и портового города Бердянска, Таврической епархии и губернии

1. Начата постройкою в 1861 году, а окончена в 1865 году и 1-го октября освящена.

2. Зданием каменная с деревянною оградою; колокольня на двух деревянных столбах.

3. Престол в ней один – во имя Покровы Пресвятыя Богородицы.

4. Утварью недостаточна.

5. По штату положено: 1 священник; 1 дьячек и 1 пономарь; а на лицо состоит священник и дьячек.

6. Священно и церковнослужители живут в наемных домах на счет прихожан.

7. На содержание священно и церковно-служителей жалованья не полагается; а довольствуются доброхотным подаянием от своих прихожан; состояние их весьма недостаточно вследствии упадка местной торговли.

8. Зданий, принадлежащих сей церкви, нет.

9. Разстоянием церковь эта от консистории в 433-х верстах.

10. Ближайший к этой церкви молитвенный дом в селении Нововасильевка в 9-ти верстах.

11. Домовых церквей в этом приходе нет.

12. Опись церковному имуществу имеется…

14. Копия с метрической книги за 1865 год имеется и хранится при церкви…

К сей ведомости подписались: Бердянской Покровской Приходской церкви, священник Иоанн Котляревский. Стихарный дьячек Николай Петров» [ГААРК, ф.118: Таврическая духовная консистория, оп.1, д.6017, л.1 об., 2, 10 об., 11, 15 об., 16].

Показательно, что в освящении, по крайней мере, двух религиозных сооружений Бердянска принимал участие сам епархиальный архиерей: в записях от 30 сентября и 1 октября 1865 г. отмечено, что Алексий, архиепископ Симферопольский и Таврический освящал кладбищенскую и Покровскую церкви. Это может свидетельствовать о большом внимании, уделяемом духовной властью быстрорастущему городу на побережье Азовского моря. Дело в том, что согласно существовавшей процедуре основания церквей архиепископ, как правило, лично не принимал участия в закладе и освящении храмов Божьих. Он лишь рассматривал соответствующие обращения прихожан, выдавал благословительные грамоты и через духовное правление давал распоряжение благочинному или какому либо другому духовному лицу совершить обряд [Государственный архив Херсонской области (ГАХО), ф.207: Херсонское духовное правление, оп.1, д.133, 140, 156, 194, 211; ГАХО, ф.198: Екатеринославская духовная консистория, оп.1, д.18].

То, что епархиальный архиерей неоднократно удостаивал бердянцев чести и лично присутствовал при открытии храмов, можно объяснить и теплыми отношениями, существовавшими между архиепископом Алексием и Н.С.Кобозевым. Во время пребывания в Бердянске в 1865 г. Алексий останавливался в доме у первого Бердянского городского головы. Видимо, именно Николай Степанович приглашал епархиального архиерея освятить кладбищенскую церковь.

После смерти Н.С.Кобозева Алексию донесли, что при жизни Николай Степанович просил похоронить его в кладбищенской церкви. Архиепископ Симферопольский и Таврический распорядился, чтобы духовенство не только исполнило волю первого Бердянского головы, но и доложило после телеграммой архиерею. Как заключили из этого бердянские священники, Алексий имел намерение лично отслужить панихиду по Кобозеву. По этому поводу В.К.Крыжановский записал: «Такое внимание Архиерея, нада же было заслужить» (26 марта 1866 г.).

Епархиальные архиереи лично принимали участие в решении ряда проблем, связанных с бердянским духовенством. Согласно существовавшей процедуре, именно на архиепископа возлагалось вынесение резолюции по вопросу об устранении духовных лиц от прихода или их перемещении [ГАХО, ф. 207, оп. 1, д. 161, 171, 220, 255, 501, 1206, 1997, 2032]. С другой стороны, прихожане пользовались правом обращаться к архиерею с просьбой как о наказании духовного лица перемещением или удалением его от церкви, так и о помиловании провинившегося священно- или церковнослужителя. И бердянцы использовали это право.

Так, сам В.К.Крыжановский в 1850-е годы, по его выражению, «спас» дьякона Васильковского от изгнания из города по оговору местного духовенства. Тогда Василий Константинович упросил полковника Антоновича написать от своего имени письмо местному архиерею Иннокентию. В результате последний не только отменил уже принятое решение об удалении Васильковского, но и наказал за ложный донос протоиерея Биршатского (15 января 1866 г.). 3 февраля 1870 года В.К.Крыжановский в числе других горожан подписал прошение на имя архиерея Гурия о возвращении в Бердянск переведенного в Симферополь священника Андроника Синицкого. Вскоре эта просьба была удовлетворена, и священник вернулся на прежнюю должность (27 февраля 1870 г.).

В своих дневниках В.К.Крыжановский пишет не только о священно- и церковнослужителях, упомянутых выше. В записях Василия Константиновича встречаются также имена священников Соборной церкви Митрофана, Стефана, Владимира, Аполлона, переведенного в Покровскую церковь священника Иоанна, других духовных лиц. 26 декабря 1875 г. В.К.Крыжановский привел список протоиереев, служивших при Бердянской Соборной церкви со дня ее освящения. Среди них Александр Биршатский, Григорий Брюховский, Платон, Яков Чернявский, Аполлон. К сожалению, оригинал дневника за этот год утрачен, а в машинописной копии имена трех протоиереев пропущены.

Писал автор дневников и о церковных старостах (ктиторах) Бердянска. В частности, он сообщает, что более 12 лет старостой Соборной церкви был купец Петр Филиппович Чадан, награжденный за усердную службу серебряной медалью. Преемником Чадана стал Головко, занимавший эту должность в течение трех лет, до 1865 г. 16 марта 1865 г. старостой был избран почетный гражданин Бердянска Николай Пантелеймонович Константинов (16 марта 1865 г.). В 1870 г. старостой Соборной церкви вместо Н.П.Константинова стал бердянский купец Головко (21 марта 1870 г.). 1 октября 1865 г. в дневнике записано, что в новоустроенной Покровской церкви старостой был купец Константин Приходько, а его товарищами Байдаков и Чупик.

Среди деяний бердянских церковных старост, заслуживших внимания В.К.Крыжановского, – установление в чистый четверг посреди Соборной церкви креста с распятием (26 марта 1866 г.), сбор пожертвований на икону Александра Невского, которую общество решило установить в память об избавлении императора от смерти (9,12,16 апреля 1866 г.), другие проявления заботы о «благолепии церковном». Интересно, что за это В.К.Крыжановский неоднократно хвалит Николая Пантелеймоновича Константинова, того самого, о котором в дневнике 1876 г. запишет много нелестных слов.

Дневники титулярного советника передают многочисленные картины духовной жизни Бердянска. Здесь встречаются сведения об освящении религиозных сооружений и других построек (салотопного завода, гимназии и т.д.), о церковных службах, обрядах крещения, венчания и погребения, о пожертвованиях в пользу церкви. Неоднократно упоминаются благодарственные молебны. Поводом для последних служили самые разные события, от избавления императора от смерти в результате покушения (6 апреля 1866 г.), дня рождения императора (17 апреля 1866 г.), до спасения со льдины оборудования для подъема вещей с потопленных во время Крымской войны пароходов (23 февраля 1866 г.) (отметим, что в последнем случае благодарственный молебен совершался не в церкви, а на том месте, где Н.И.Истецкий поднимал остатки затонувших военных кораблей). Благодарственный молебен совершался и по инициативе самого В.Крыжановского: «Сегодня служил акафест Божей Матери и благодарственный молебен Спасителю, по случаю окончания моего дела с Канделари, в мою пользу, – начавшагося в 1842-м году» (10 июля 1870 г.).

По свидетельству В.К.Крыжановского, христиане Бердянска свято чтили религиозные праздники. Крещение обычно сопровождалось освящением воды на море: «Освящение воды на Иордане было на море, возле пристани. Праздник великолепный: Тысячи народу пришли и приехали» (6 января 1866г.); «3 креста огромны и балдахин, где была Иордань, высечены со льда: вот как лед в эту зиму толст» (2-10 января 1876г.). А в теплые зимы освящение воды происходило возле церкви Соборной (6 января 1865г.). На Великие праздники церковь устраивала процессии – торжественные шествования по городу (4 апреля 1870 г.). Кроме двунадесятых праздников отмечал в дневнике Василий Константинович дни отдельных святых Митрофания, Георгия, Елены и царя Константина, а также масляную неделю. В тяжелые времена горожане сплачивались вокруг церкви: «Вчера ходили на степь с херугвами священники и жители, прося Всевышняго, о послании дозжа» (8 мая 1865 г.).

Великие христианские праздники обычно сопровождались ярмарками. На Крещение бердянские купцы отправлялись на ярмарку в Харьков и после Сретения весь город ждал привоза нового товара. Местные ярмарки не всегда были успешными. 15 июля 1865 г. титулярный советник записал: «Ярманка на вознесение несостоялась, чего еще никогда не было в Бердянске… Вот что значит обеднел народ на скотину и на деньги».

Типичным развлечением городской верхушки были балы, реже – концерты и театральные представления. Однообразие городской жизни привлекало внимание обывателей к разного рода происшествиям, которые еще долго обсуждались. Иногда праздный интерес обходился отдельным горожанам достаточно дорого. Василий Константинович поведал о том, как жена инженера К.О.Ельского «ходила смотреть на пожар горевшей соломы, на горе города, то упала в ров на спину, и так ее сильно зашибла, что принесли ее на простыне» (15июля 1875 г.). Вечера горожане проводили все больше в кругу семьи за чаем и игрой в карты, порой до позднего вечера (5 февраля 1875 г.).

В повседневной жизни бердянцы вращались в тесном кругу собственных интересов, отдавая предпочтение не столько наукам, сколько личным экспериментам и советам соседей и близких. Примером может служить отношение В.К.Крыжановского к медицине. Титулярный советник упоминает о существовании в Бердянске больницы скорее как о географическом ориентире – «по дороге к кладбищу на Воронцовской улице возле больницы», – а не о медицинском центре (11 августа 1866 г.). К врачам автор дневников относился с уважением, но больше доверял людям, испытавшим на себе действие лекарств. 21 ноября 1865 г. он записал, что г-жа Деросси рассказала, как излечила одну женщину лекарством – «бадягою от ревматизма», и с тех пор бадяга стала основным препаратом в лечении Евдокии Ивановны Крыжановской от «ревматизма груди». К таким универсальным средствам В.К.Крыжановский относил отвар «спарижа», «германские капли», «рециновое масло» и водку, настоянную на мяте. Кстати, германские капли врачевали холеру, золотуху, гемморой и чахотку (21 сентября 1865 г.). Василий Константинович, заболев чем-то «вроде лихорадки, зноб, а потом жар: принял слабительное рециннаго масла, а потом пил мою травку спариж утром и вечером по одной чашке» (15 июня 1870 г.).

Знакомство с дневниками В.К.Крыжановского позволяет нам увидеть, говоря словами И.С.Бунина, «черты давно поблекших лиц, и сумрак от столетней липы, и скрип прогнивших половиц».

Заглянув за кулисы истории, мы взглянули на уездный город и его жителей глазами человека ХІХ в. Французский историк Марк Блок часто ссылался на мудрое арабское изречение: «Человек более похож на свое время, нежели на собственных предков». Время, общество, культура формируют отношение к окружающему миру и к себе самому. И вместе с тем, каждый, обратившись к дневникам В.К.Крыжановского, сможет прикоснуться к живой истории Бердянска и найти ответы на многие вопросы.